новости что посмотреть экскурсии что привезти с соловков события галерея контакты
ИЩЕМ КАПИТАНА!
15.07.2021
ИЩЕМ КАПИТАНА!

Ищем капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 (II/2), оператор ГМССБ (IV/2).

>>

Вакансии на Соловках
15.07.2021
Вакансии на Соловках

Ищем капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 (II/2), оператор ГМССБ (IV/2).

>>

Лёд тронулся!
01.03.2021
Лёд тронулся!

В марте из-под снега появляются... Соловки. Первый день весны принёс сразу две отличные новости: в районе Соловецких остров началось движение льда и в правительстве Архангельской области планируют...

>>

Окончание навигации на Соловках
20.09.2020
Окончание навигации на Соловках

Сегодня состоялся последний рейс пассажирских теплоходов в навигацию 2020 года.

>>

На Соловках продлили "справочный" режим
07.08.2020
На Соловках продлили "справочный" режим

Приехать на Соловки можно только со справкой об отсутствии COVID-19

>>

Изменения на 30 июля
29.07.2020
Изменения на 30 июля

Из-за сильных ветров изменилось расписание движения теплоходов

>>

На Соловки со справкой
28.07.2020
На Соловки со справкой

"Справочный" режим на Соловках продлён до 7 августа включительно

>>

"Справочный" режим на Соловках продлён до 29 июля
21.07.2020
"Справочный" режим на Соловках продлён до 29 июля

На Соловки по-прежнему можно попасть только со справкой об отсутствии COVID

>>

Первый рейс теплохода на Соловки
15.07.2020
Первый рейс теплохода на Соловки

Первые пассажирские рейсы по маршруту "Кемь - Соловки - Кемь" сделает теплоход "Василий Косяков" 15 и 16 июля.

>>

Соловки открыты, но "со справкой"
14.07.2020
Соловки открыты, но "со справкой"

Острова открыты для посещения туристами, при наличии у последних документа, подтверждающего отсутствие COVID-2019

>>

Соловки откроются не раньше 14 июля
08.07.2020
Соловки откроются не раньше 14 июля

Указом губернатора Соловки "закрыты" до 13 июля включительно...

>>

Самый безопасный способ увидеть Соловки
30.06.2020
Самый безопасный способ увидеть Соловки

Ежедневно, пока не откроют Соловки, мини-круиз "Кемь - Соловки - Кемь"

>>

Открытие туристического сезона на Соловках снова отложено
30.06.2020
Открытие туристического сезона на Соловках снова отложено

Губернатор Архангельской области вновь продлил ограничительные меры до 7 июля

>>

Самая короткая ночь - белая
21.06.2020
Самая короткая ночь - белая

Сегодня самая короткая ночь в году, и на Соловках она белая

>>

Сход на берег запрещён
19.06.2020
Сход на берег запрещён

Власти Архангельской области запретили туристам высаживаться на Соловках.

>>

Третий рейс грузового теплохода «Даурия» Архангельск-Соловки
17.06.2020
Третий рейс грузового теплохода «Даурия» Архангельск-Соловки

>>

Открытие турсезона отложено до 1 июля
16.06.2020
Открытие турсезона отложено до 1 июля

>>

День рождения ГИМС
15.06.2020
День рождения ГИМС

15 июня - День рождения Государственной инспекции по маломерным судам...

>>

В номер – по одному
13.06.2020
В номер – по одному

Когда и как туристы смогут останавливаться в гостиницах?

>>

Теплоход на Соловки: купить нельзя, но забронировать можно
11.06.2020
Теплоход на Соловки: купить нельзя, но забронировать можно

>>

Маяк на Секирной горе
Достопримечательности

Маяк на Секирной горе

В 1859 году владельцы судов обратились в Гидрографическую часть Архангельска с просьбой обезопасить подходы к Соловецким островам. “В районе Соловецких островов, — писали они, — судоходство очень развито, опасностей много, а определить себя моряку ночью до сих пор нечем и из-за сильных течений многие терпят бедствие”.
В августе 1860 года помощник начальника Гидрографической части Архангельска штабс-капитан Корпуса флотских штурманов Зарубин докладывал в Гидрографический департамент: “При объезде моем ныне по Белому морю для назначения мест новых маяков и осмотру существующих в Соловецком монастыре архимандрит (отец Порфирий) выразил, что он готов к тому, чтобы на вновь строящейся на Секирной горе церкви под крестом устроить маяк. Местоположение это весьма возвышенно и тут ходит много судов как в самый монастырь, так и мимо в поморские [порты], где мореплавание наиболее развито... Маяк тут был бы весьма полезен для русского мореплавания... Часть расходов... монастырь готов взять на себя” [14].
Предложение Зарубина поддержал командир Архангельского порта контр-адмирал К. И. Истомин, отметив, что маяк на Соловецких островах следует отнести к разряду “наинужнейших”, особенно если учесть, что в ближайшее время ожидается рост числа иностранных судов, следующих в Кемь за лесом, а также уходящих из портов Белого моря на промыслы, на Новую Землю и на Шпицберген.
Гидрографический департамент рекомендовал перед установкой осветительного аппарата тщательно исследовать местность, чтобы выбрать наиболее “полезный угол освещения”.
В 1861 году Зарубин, побывав на Соловецких островах, доложил в Гидрографический департамент: “Местность крутая, возвышенная, для маяка весьма удобная — огонь не закрывается.
Здесь ходит много судов, особенно в осеннее, опасное для плавания время. Возвращаясь из Норвегии или Архангельска, [суда] неоднократно на этих берегах разбивались, груз терялся, а страхового общества нет.
Огонь будет освещать большую часть моря кругом: все Кемские шхеры... подход к городу Кемь, где планируется устроить лесопильный завод; подход к большой деревне Шуя, которая имеет много судов. Здесь довольно развито каботажное мореплавание вплоть до самой поздней осени. Маяк поддержит мореходство. Нередко сюда заходят и военные суда.
Освещение удобно сделать прежней системы (катоптрической. — Авт.) с рефлекторами и не кругом, а без береговой стороны — от N0 58° через NWS до SO 20°. Нужно особый фонарь изготовить, чтобы было удобно и чтобы не испортил вид церкви. Осветительный аппарат можно подвесить не трогая колонн колокольни, в нынешних окнах поставить лампы с рефлекторами, в каждом окне по две... Настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий согласился содержать освещение казенными материалами. Нужен только один специалист для обслуживания за счет казны” [там же].
В мае 1862 года маячный фонарь был установлен и с 1 августа началась пробная эксплуатация маяка.
4 августа 1862 года Гидрографический департамент опубликовал в “Санкт-Петербургских ведомостях” следующее извещение: “Гидрографический департамент имеет честь сделать известным по Морскому ведомству, что в Белом море, при входе в Онежский залив, на Соловецком острове... в верхней части церкви на Секирной горе, для освещения NW-ой части горизонта, установлен маячный фонарь с тремя аргандовыми лампами при рефлекторах. Огонь в этом фонаре в навигацию настоящего 1862 года назначено для опыта зажигать с 1/13 августа по 16/28 ноября...
Гора находится на северо-западной стороне Большого Соловецкого острова. Церковь на самой вершине горы, огонь сверх купола и колокольни под крестом в осьмиугольнике, столб коего деревянный. Огонь постоянный, обыкновенный.
Ныне огонь горит в трех окнах из восьми. Освещает пространство от N0 12 '/° чрез W до SW 711 /°. В будущем будет в шести окнах шестью лампами.
Церковь каменная некрашеная, столбы осьмиугольные деревянные. Высота огня от уровня моря 410 футов, а от основания 90 футов”.
Первоначально предполагалось, что обслуживать маяк, как и обещал настоятель монастыря, будут монахи под наблюдением назначенного Гидрографической частью Архангельска смотрителя. Однако архимандрит Порфирий неожиданно отказался от своего обещания выделять людей, заявив, что пользы для себя от маяка он никакой не видит, кроме лишних хлопот и издержек, и у него нет “способных к такому делу людей”.
Истинная причина такого поворота дел была в другом: настоятель опасался, что “деяния и образ жизни маячников, не соответствующие жизни отшельников, будут нарушать спокойствие братии”.
После долгих уговоров и убеждений, в которых принимали участие и командир Архангельского порта, и начальник Гидрографического департамента, сошлись на том, что Гидрографическая часть назначит на маяк смотрителя и одного рядового матроса, а монастырь выделит в помощь им двух послушников или одного наемного работника с платой 10 руб. в месяц.
В 1888 году маячный фонарь перестроили: деревянные простенки заменили железными стойками, вставили новые зеркальные стекла, вокруг фонаря снаружи устроили галерею. Одновременно число ламп в осветительном аппарате увеличили с трех до одиннадцати, разместив их в два яруса.
В 1897 году монастырь все же принял маяк на полное обслуживание. За работу послушника-смотрителя и двух монастырских рабочих Дирекция маяков Белого моря платила монастырю 350 руб. в год (на других маяках Белого моря содержание команды обходилось в 600—800 руб. в год).
В 1904 году катоптрический осветительный аппарат заменили на диоптрический 3-го разряда, что увеличило дальность видимости огня.
После закрытия в 1920-х годах монастыря маяк обслуживали смотритель, назначаемый Дирекцией маяков Белого моря (с 1922 года Убекосевер), и несколько нанятых на месте рабочих. С образованием Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) к обслуживанию маяка стали широко привлекать заключенных. В 1923 году маяк был передан Управлению Севлагерями ГПУ.
В 1940-х годах, когда острова являлись Соловецким военным портом Северного флота, маяк по неподтвержденным данным обслуживали военные моряки. Гидрографический отдел флота разместил на нем манипуляторный пост.
В 1960-е годы маяк был капитально отремонтирован и переведен на электропитание. В настоящее время вместе с Секирной
церковью он входит в состав Соловецкого монастыря и им же обслуживается под присмотром Соловецкой группы средств навигационного оборудования.
Маяк работает в автоматическом режиме, освещая белым проблесковым огнем сектор от 171 до 48°, обеспечивая дальность видимости до 10 миль. Высота огня от основания 27 м, а от уровня моря 98 м.

(с) Маяки России (исторические очерки). издание ГУНиО МО РФ, СПб, 2001 год, авторы А.А. Комарицин, В.И. Корякин, В.Г. Романов.