21.12.2013

Что это - самая длинная соловецкая ночь?

Астрономический день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря. В этот день солнце поднимается совсем невысоко над горизонтом и быстро заходит. В эти сутки у нас самая долгая ночь - Ночь зимнего солнцестояния. После Дня зимнего солнцестояния день начинает прибывать, а ночь укорачиваться.
По факту, продолжительность светового дня 21 и 22 декабря одинакова - на Соловках она составляет 3 часа 34 минуты. А самая длинная соловецкая ночь длится целых 20 часов 26 минут.
Дни и ночи 21 и 22 декабря – памятные и праздничные для различных культур и верований.

Для православных людей это дни 26-ой недели по Пятидесятнице, дни Рождественского (Филиппова) поста. 21 декабря (8 декабря по старому стилю) – День Преподобного Патапия*. 22 декабря (9 декабря по старому стилю) – Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», Святое зачатие праведной Анною** Пресвятой Богородицы.

В народе день 22 декабря именуют Анна зимняя, или Анна тёмная, начало зимы. По народному поверью – день битвы тёмных сил со светом Божиим. В этот день человек своим духом и верой, святой молитвой должен поддержать победу света.

Славяне издревле называли этот день «Солнцеворот». Солнцеворот – самый великий и самый священный праздник наших предков – длился 2 недели. Согласно современного календаря, празднование начиналось на закате 19 декабря и продолжалось до заката 1 января. Сегодня мы празднуем только последнюю, самую волшебную ночь — это наша с Вами Новогодняя ночь.

Корни этого народного праздника уходят глубоко в славянскую (языческую) культуру, к почитанию одного из имён языческого Бога Солнца.
Бог Солнца имел четыре имени по числу времен года. Зимнее слабенькое солнце, всходящее утром после самой долгой Ночи зимнего солнцестояния (это начало астрономической зимы), наши предки считали Солнцем-младенцем и называли «Коляда».
Слабое зимнее солнце – младенец Коляда — рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния. Чтобы помочь родиться новому Солнцу-Коляде, люди в Ночь зимнего солнцестояния зажигали праздничный костер из огромного бревна, который горел до окончания весёлого двухнедельного празднования Солнцеворота. По традиции, в огне этого костра сжигали все старые и ставшие ненужными вещи, освобождая себя от старья для новой счастливой жизни. Во время празднования великого Солнцеворота также проводился День чествования женщин.



*Святой Патапий, предположительно, родился в V–VI веках в городе Фивы, в благочестивой семье. Дабы беседовать наедине с Богом, он решил оставить родителей, богатства и все, что связывало его с миром, и поселиться в пустыне.
Со временем слава о пустынножителе, много лет избегавшем людей, стала распространяться, подобно неудержимому свету горящего светильника. Желая избавиться от множества посетителей, отвлекавших его от молитв и размышлений, святой покинул те края и поселился в Константинополе. Здесь ему легче было затеряться среди незнакомой разноликой толпы, чтобы всецело предаться скрытому от посторонних глаз духовному подвигу.
Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому. Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения. Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши.
Сделавшись по воле Божией живым наставлением для всех верных и чудесами утвердив в вере многие души, святой Патапий почил в Господе, оплакиваемый монахами из окрестных обителей. Тело преподобного было погребено в монастыре Египтян, расположенном недалеко от его отшельнической кельи.
Этот монастырь носит с тех пор имя святого Патапия. Много веков спустя после кончины святого его мощи были обретены нетленными во время работ в церкви небольшого монастыря, стоящего на горе Герания, расположенной на возвышенности Лутраки, примерно в четырех километрах от Коринфа.

**Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левиина, из рода Ааронова. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия.
По особому Промыслу Божию, святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
Святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о разрешении неплодства и о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадованная, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне, где он провел сорок дней в строгом посте и молитве, и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.

Возврат к списку